Государственная транспортная лизинговая компания сообщила перевозчикам об увеличении на 30% сборов за пользование 18 самолетами, которые в лизинге у авиакомпаний. Сразу же возникло опасение, что это приведет к росту цен на билеты.
Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев прокомментировал для "АиФ" ситуацию:
Пусть поведение лизинговой компании и выглядит в нынешних условиях абсурдным – она ведь, подчеркну, государственная, а авиаотрасль точно крайне значима в масштабах страны – но бить тревогу точно рано. Сообщается об увеличении сбора на 30%, но в цене авиабилетов, которая составляется по весьма четкой формуле, неизменной годами, лизинг составляет лишь 8%. Остальное, это топливо (26%), обслуживание пассажиров (26%) и обслуживание воздушного судна (19%) – как видите, увеличение, по идее, не должно серьез повлиять на тарифы. Кстати, речь идет всего о 37 бортах, и это тоже на общем фоне не так уж и много.
В России сейчас официально 1287 бортов, но министерство транспорта не только не испытывает дефицита, но и намерено в ближайшее время увеличить их количество по меньшей мере до 1400. Это произойдет, как планируется, за счет нового производства тех же Sukhoi SuperJet 100. Но, кроме того, могут быть возвращены, к примеру 5 самолетов этого типа, которые были зафрахтованы итальянскими компаниями, а теперь из-за санкций использование их в странах ЕС заблокировано – их собираются перегнать обратно в Россию.
Безусловно, обслуживать самолеты в России выйдет гораздо дешевле, чем за рубежом, просто из-за более простой логистики, но другое дело, что большинство бортов сдавалось в лизинг иностранными компаниями с условием, что и обслуживаться они будут там же, где были проданы – своего рода официальный авиасервис. Теперь они просто для нас закрылись, и приходится искать альтернативные варианты – в том числе и неоригинальные детали, Минтранс особым распоряжение разрешил их использование в авиации, и это должно упростить ситуацию.
Конечно, для облета теперь требуется гораздо больше времени – некоторые маршруты удлинились вдвое-втрое – и, соответственно, топлива, которое, напомню, составляет главную часть расходов в стоимости авиабилета. Но государство постаралось нивелировать разницу, только в 2022 году на поддержку гражданской авиации власти выделили беспрецедентную сумму — 172 миллиарда рублей, из них 100 миллиардов на возмещение операционных расходов получили непосредственно авиакомпании. В такой ситуации повышение цен – полностью на совести тех самых авиаперевозчиков.
После начала спецоперации РЖД, между прочим, запустили 6,6 тысяч дополнительных поездов на юг России, чтобы компенсировать отсутствие авиарейсов. Но тарифы тут в 2023 выросли – на 8,1%, хотя на самом деле для этого нет ровным счетом никаких предпосылок. Объясняется это тем, что подорожало обслуживание железнодорожных составов, но, сдается, что связано это снова, прежде всего, с тем, что железнодорожники хотят получать больше прибыли, наживаясь на гражданах.
Но в конечном итоге, конечно, это никак не связано с конституционным правом россиян на передвижение по стране – на велосипеде или пешком, скажем, можно путешествовать абсолютно бесплатно.